«Тематический досуг - действенная форма опосредованного обучения и развития познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста»

Методический кабинет

contact

 

(из опыта работы)

Кузнецова  Наталья  Анатольевна,  заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе.

2-14В условиях перехода к работе по новым образовательным программам, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, перед нами встает необходимость отхода от традиционных форм обучения и поиска новых форм образовательной работы.

Актуальными на сегодняшний            день становятся формы работы, основанные на принципах опосредованного обучения. Одним из приоритетных направлений здесь является культурно-досуговая деятельность. Продуманная организация культурно-досуговой деятельности имеет большое значение в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и физическом развитии детей.

Тематические досуги и развлечения -  один из эффективных путей опосредованного обучения, так как:

  • закрепляют навыки и умения, полученные в организованной образовательной деятельности,
  • в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.
  • особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

Тематический досуг всегда строится на основных видах познавательной деятельности и использовании интеллектуально-развлекательного содержания.

Исходя из занятости детей, в дошкольных учреждениях используют три вида развлечений:

  • дети являются только слушателями или зрителями,
  • дети - непосредственные участники;
  • участниками являются и взрослые, и дети.

Главной дидактической целью тематического досуга является актуализация знаний детей, развитие их познавательной и творческой активности, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность детей позволяет им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные обсуждения, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально - познавательного общения и показывают его привлекательность.

Вся воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения строится на основе интеграции содержания образовательных областей. Этот принцип реализуется и в подготовке и проведении тематических досугов. Практика показывает, что такой подход является наиболее действенным и успешным. Актуальна интеграция следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Вариативность интеграции может быть различной, в зависимости от целей тематического досуга, его направленности и творческого подхода педагогов, осуществляющих  подготовку досуга.  Ниже представлен опыт проведения спортивно-исторического и литературно-театрализованного досугов, в ходе которых дети получили  и закрепили знания об основании Москвы и  творчестве А.С.Пушкина.

 

Спортивно-исторический досуг «Основание Москвы» в старшей группе

(Сценарий составлен Кузнецовой Н.А.)

Цели и задачи:

  • Создать атмосферу для проявления культурно-познавательных потребностей,  интересов детей и использования полученных знаний для проведения досуга.
  • Стимулировать интерес к истории страны; продолжать знакомство с историей Москвы, Красной площади.
  • Воспитывать уважение к своему народу, благодарность предкам, любовь к Родине.
  • Упражнять в выполнении основных видов движений: беге, лазании, прыжках, метании.
  • Развивать ловкость, силу, выносливость.
  • Воспитывать дружеское взаимодействие, поддержку и взаимовыручку

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации с картин А.Васнецова, иллюстрации современной Москвы, зданий Кремля;
  • спортивное оборудование для проведения эстафет;
  • игровое оборудование: мечи, щиты, шлемы, копья.

Ход:

(Дети входят в зал под русскую народную мелодию в спортивной форме, садятся на скамейку.)

Вед. - Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но сначала давайте вспомним, как называется наша страна? (Россия)

- Правильно, Россия. Россия - одна из самых больших стран в мире. Она велика и красива, удивительна ее природа, огромны ее  богатства.

- А кто скажет, как называется главный город любой страны? (Столица)

- А как называется столица нашей Родины? (Москва)

- Для многих из вас - это родной город. Поднимите руки, кто из вас родился в Москве?

- А какие места вы знаете в Москве, где бывали с родителями? (Дети называют и показывают на иллюстрациях.)

- Молодцы, я вижу,  вы хорошо знаете Москву.

- Ребята, Москва не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Наша столица имеет многовековую историю. Москве уже больше 860 лет, более 8 с половиной веков. (Вы знаете,  сколько лет составляют век? 100 лет!) Сейчас трудно представить, что когда-то на месте прекрасного города стояли дремучие леса, в которых водились дикие звери.

Над Москвой-рекой, на круче,

Где стоит теперь наш Кремль,

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь...

- И вот сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в далекие времена, когда Москва только возникала. Существует много легенд о возникновении Москвы. Вот одна из них... (Тихий музыкальный фон)

Жил на свете князь Юрий. (Князь - предводитель войска, правитель в Древней Руси.) И было у него княжество. Славилось его княжество городами - Ростовом, Суздалем, Владимиром. Князь много воевал. Завоеванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким. Однажды он решил навестить родные места. Собрал князь Юрий свою дружину и отправился в путь. (Дети надевают элементы костюмов. Берут мечи, щиты. Под музыку дети выполняют несколько движений по кругу, сопровождающиеся словами ведущего)

2-14

 

Едут они через дремучие леса, через темные ельники, пробираются по топким болотам, в низины спускаются, по холмам поднимаются, кругом осматриваются.

Руков. физвоспитания - Труден путь, но воины князя выносливые, ловкие, сильные и смелые. Давайте, представим себя на их месте и покажем, что мы тоже сильные и ловкие, быстрые и умелые. Представим, что перед нами болота непроходимые, чащи лесные непролазные, и нужно преодолеть все препятствия. (Эстафета с перелезанием, перешагиванием, перепрыгиванием)

2-15

 

 

Вед. - Отлично справились с заданием, как и дружина князя Юрия Долгорукого, молодцы! Давайте продолжим наше историческое путешествие.

Едет дружина по лесу, как вдруг видят... Между  деревьями над лесной поляной облако стало превращаться в какого-то огромного неведомого зверя: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Храбрый князь не растерялся, поднял копье, замахнулся на зверя и ... чудо произошло: зверь превратился в туман.  Попросил князь мудреца объяснить, что это значит. Задумался мудрец и молвил: «Явление сего чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великому городу: град будет велик, ибо зверь огромен. Будет этот град главенствовать, ибо зверь многоголов».  Князь с дружиной продолжили путь.. Поднялась дружина на холм, и перед глазами их раскинулась река, по берегам луга заливные, поля да рощи зеленые. И велел тогда князь Юрий Долгорукий на этом прекрасном месте город построить и назвал его по имени реки - Москва. А для скорейшего обустройства города созвал самых лучших мастеров со всей Руси. Вот так появился на свет  город Москва.

Вед. - Много раз приходилось Москве защищаться от разных врагов. Дружина князя всегда была готова вступить в бой за родную землю.

Руков. физвоспитания - А в мирное время воинам приходилось много тренироваться и оттачивать свое ратное мастерство. Они много упражнялись с боевыми копьями, мечами. Давайте и мы с вами покажем свое мастерство в соревновании с копьями. («Перетягивание палки-копья»)

Руков. физвоспитания  - Воины княжеской дружины были меткими стрелками, могли с дальнего расстояния стрелой поразить любую цель.  Наши ребята, тоже меткие «стрелки». Давайте убедимся в этом. («Метание мешочка в цель»)

Вед. - Любили дружинники князя в часы досуга потешится и со своими боевыми мечами. Сильна и бесстрашна была дружина князя! (Упражнение-танец «Богатырская сила»)

2-16

 

Вед. - Ребята, а как называется главная площадь Москвы? Правильно, Красная. Красная - на древнерусском языке означает красивая: красное солнышко, красная горка, красная площадь, красная девица. Русь всегда славилась красотой своих женщин. Пока русские воины защищали родную землю от врагов,  дома их ждали их верные жены, невесты - красные девицы. (Хоровод «Красные девицы»)

2-17

 

 

Вед. - Ребята, сердцем Москвы, как и каждого княжеского города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов. При набегах захватчиков в Кремль собирались жители со всех окрестностей и пережидали тяжелое время.

- Первый московский Кремль был деревянным. Он простоял 81 год. Много раз Кремль горел, когда на Русскую землю нападали враги. (Показ иллюстрации с картины А.Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»)

- Князь Дмитрий Донской решил построить Кремль из камня. Меньше чем через год выросла вокруг Москвы грозная и неприступная крепость. Ни в одном городе княжества никто еще таких стен не строил. Белый камень, из которого строился Кремль, испытывали на прочность водой, огнем и молотом. Так стала Москва белокаменной.

Река светилась пламенем,

Пожар здесь бушевал,

Но город белокаменный

Из пламени вставал.

(Показ иллюстрации с картины  А.Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»)

Руков.физвоспитания -  Жителям  древней Москвы стоило огромного труда построить белокаменный Кремль. Сейчас мы с вами тоже станем строителями Московского Кремля. Нужно перенести «тяжелые» каменные блоки для строительства Кремлевской башни. (Эстафета «Перенеси блоки»(эл. напольного конструктора)с препятствиями)

2-18

 

Вед. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Вед. - Во времена княжения Ивана Ш Русь стала свободным государством, а Москва - столицей всей Руси. О ней говорили: «Москва - всем городам мать», «Москва, что гранит, никто Москву не победит» Иван Ш пригласил знаменитых строителей из Италии. Они-то и построили мощную крепость из красного кирпича. Она стоит до сих пор - это нынешний Кремль

Вот она! Давно ль из пепла?

А взгляните - какова!

Встала, выросла, окрепла

И по-прежнему жива!

И спокойный, величавый,

Бодрый сторож русской славы -

Кремль - и красен и велик....

 

(Показ иллюстрации с картины  А.Васнецова «Московский Кремль при Иване Ш и  иллюстрации современного Кремля)

- Всего у Кремля 20 башен. Как называется главная башня Кремля? (Спасская башня)

- Чем она знаменита? (На ней установлены главные часы страны - Кремлевские куранты)

- Сегодня Кремль - памятник строительного искусства и истории нашей страны. В Кремле сохранилось много очень красивых и старых зданий.

- Какие из зданий кремля вы знаете? Правильно, это царский дворец, церкви и соборы. Купола церквей и соборов - покрыты золотом. Поэтому Москву называют златоглавой. (Показ иллюстраций зданий Кремля)

-  Ребята,  Москва - очень древний, величественный и героический город. Ему посвящено много славных поэтических строк. Давайте послушаем стихи, прославляющие нашу столицу. Эти стихи написал поэт Константин Аксаков почти 160 лет назад.

Ты знаменита - кто поспорит?!

Ты древней славою полна,

Твое святое имя вторит

Вся необъятная страна.

И справедливо величают

Тебя по подвигам благим,

И всю Россию называют

Великим именем твоим.

-  Ребята, а может быть, и вы прочитаете стихи о Москве и о нашей Родине? (Чтение 1-2 стихов)

- Ну вот, ребята, подошло к концу наше историческое путешествие. В завершении, чтобы вы всегда были сильными и здоровыми, мы дарим вам этот витаминный подарок! На прощание я хочу вам пожелать, чтобы вы гордились своей страной и нашей Москвой. Любите свою Родину. В мире есть много замечательных стран и городов, но для нас - россиян, нет страны лучше и дороже, чем Россия, и города - лучше, чем наша столица Москва. (Композиция с перестроениями (с флажками) «Москва»,  муз. О.Газманова)

2-19

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературно-театрализованный досуг «У лукоморья...»   в старшей группе

(Сценарий составлен Кузнецовой Н.А. и воспитателем Фроловой М.А.)

Цели и задачи:

  • Создать атмосферу для проявления культурно-познавательных потребностей,  интересов детей и использования полученных знаний для проведения досуга.
  • Продолжать воспитывать интерес и любовь к творчеству А.С.Пушкина. Вызвать чувство гордости и уважения к великому русскому поэту.
  • Познакомить с отдельными фактами биографии Пушкина.
  • Закреплять знания стихов и сказок А.С.Пушкина.
  • Закреплять навык выразительного чтения отрывков из произведений поэта. Учить понимать красоту и силу русского языка, учить использовать в речи образные выражения, говорить красочно.
  • Развивать творческие способности в процессе драматизации сцен из сказок А.С.Пушкина.

Материалы и оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина, книги со сказками и стихами поэта,
  • выставка детских работ по произведениям Пушкина,
  • театральные костюмы для драматизации отрывков из сказок  А.С.Пушкина,
  • свиток с кроссвордом.

Ход:

(Дети под музыку входят в зал, осматривают выставку, дуб, рассаживаются)

Вед. - Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Располагайтесь поудобнее около сказочного дуба.  Вы, конечно,  узнали книги сказок на нашей выставке.   А кто автор этих сказок? (А.С.Пушкин)

- Правильно, эти произведения создал великий русский поэт А.С.Пушкин.  Совсем скоро, 6 июня,  мы будем отмечать 213 лет со дня его рождения.  А сегодня мы собрались, чтобы вспомнить его прекрасные стихи и сказки.

Звучит музыка, дети читают по цепочке:

У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит,

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без зверей.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет - бредет сама собой;

Там царь-Кощей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет.

2-20

 

 

 

Вед. - Наверное, нет в нашей стране человека, который не знал бы и не любил творчество А.С.Пушкина. Стихи Пушкина были близки и понятны и взрослым, и детям. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Так высоко ценили его творчество.

Пушкин очень любил свою Родину - Россию, любил русскую природу и посвятил родным местам чудесные, красивые стихи, которые уже много лет радуют людей. Давайте и мы сегодня вспомним некоторые стихотворения А.С.Пушкина. (Дети читают стихи.  Во время чтения стихов звучит  музыкальный фон.)

 

Вед.  - очень красиво описывает Пушкин картины русской природы. Послушав его стихи, мы можем представить, и осенний лес, расписанный яркими красками, и хмурый грустный осенний день и красоту весенней природы.

- Но больше всего все дети любят сказки А.С.Пушкина, правда?  Я думаю, вы хорошо знаете эти сказки. Давайте вместе с вами вспомним их. (Дети называют сказки.)

Вед. - Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки Пушкина. А вы заметили, что все сказки Пушкина очень похожи на русские народные. И написаны они ярким, красочным русским языком.

- А скажите, ребята, откуда Пушкин так хорошо знал русские народные сказки?

- Правильно. Маленький Саша очень любил слушать сказки няни, ему нравились напевные, выразительные русские слова, которыми она говорила. А когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность своего родного русского языка в стихах и сказках.

В детские годы маленький Саша был очень веселым, озорным мальчишкой и с радостью играл с друзьями, братом и сестрой в русские народные игры. Давайте и мы сейчас поиграем в одну из таких игр. (Русская народная игра под музыку.)

Вед. - Как вы думаете, ребята, а что такое сказка?

Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране  сказок Пушкина. («Оживание» кота, волшебство)

Вед. - Ой, посмотрите, ребята, кто это? (Под дубом - «оживший» кот ученый)

Кот - Здравствуйте, гости дорогие, я - ученый кот, о котором вы читали в сказке. Что привело вас сюда?

Вед. - Здравствуйте, уважаемый кот. Мы с ребятами отправились в путешествие по сказкам А.С.Пушкина, не поможете ли нам правильно найти дорогу?

Кот - Путь в сказочную страну долог и труден. И не каждый найдет туда дорогу. Чтобы добраться туда, надо хорошо знать сказки Пушкина. А вы знаете?

Вед. - Конечно, наши ребята знают сказки.

Кот - Ну, что ж, сейчас проверим. У  меня  для вас есть трудное испытание. Не испугаетесь? Тогда, слушайте и смотрите. (Достает свиток с печатью, разворачивает и показывает кроссворд)

2-21

- Вот свиток, в нем скрыты слова из сказок Пушкина. Если вы правильно угадаете  и впишите слова, то прочтете главное слово, которое и будет ключом, открывающим дверь в сказочную страну.

Вот  вам подсказки.

 

 

Кот - Ну, что ж, слово-ключ вы отгадали, открыли дверь в сказочную страну, но, это еще не все испытания. Слушайте следующее задание:

Я начну,  вы - не зевайте,                                                                                                                 Хором сказку продолжайте:

1. Три девицы под окном                                                                                                              Пряли ... (поздно вечерком).

 

2. Стал он кликать ... (золотую рыбку).

 

3. Месяц, месяц, мой ...(дружок),

Позолоченный ...(рожок).

 

4. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка ... (Золотого петушка).

Кот - Молодцы, ребята. А сейчас вопросы потруднее:

1.      В какой сказке Пушкина есть поговорка «Не в свои сани не садись»?

(Сказка о рыбаке и рыбке)

2.      В какой сказке яблоко стало причиной беды?

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

2-20

 

 

Вед. - А вы знаете, уважаемый кот, что сказки Пушкина так известны и любимы, что великие русские композиторы написали к ним музыку.

Кот - Конечно, мне это известно. Вот,  как раз,  у меня для вас есть следующее  задание. Попробуйте узнать,  к какой сказке написана эта музыка и кто композитор? (Звучат 3 отрывка из произведения Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»)

Вед. - Уважаемый кот, наши ребята не только хорошо знают сказки Пушкина, но и могут показать сцены из этих сказок.

Кот - Очень интересно было бы посмотреть.

Вед. - Одни ребята будут показывать, а другие постараются узнать, из какой сказки сцена. (Дети показывают сцены из сказок) «Сказка о золотом петушке»:     (Танец Шамаханской царицы)

Вед.: ...Вдруг шатер

Распахнулся... и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя...

И она перед Дадоном

Улыбнулась - и с поклоном

Его за руку взяла и в шатер свой увела.

 

«Сказка о мертвой царевне...»:

2-22

Вед.: За невестою своей Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

 

Диалог Елисея с месяцем.

«Сказка о царе Салтане...»

«Диалог Гвидона с Царевной- лебедь)

«Сказка о царе Салтане...» (Танец Белки с оркестром)

Вед. Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут...

 

Вед. -   К сожалению, нам пора возвращаться. Спасибо, уважаемый кот, что вы помогли нам в нашем путешествии. (Кот уходит)

2-24

Адрес: Россия, 143083, Московская обл., Одинцовский р-он., пос. Барвиха, д.35. (недалеко от Рублевского шоссе и Рублево-Успенского шоссе)
Электронная почта: happy_kid@list.ru
Телефон: +7 (495) 635-68-92, +7 (495) 635-90-15