Кузнецова Наталья Анатольевна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе.
В условиях перехода к работе по новым образовательным программам, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, перед нами встает необходимость отхода от традиционных форм обучения и поиска новых форм образовательной работы.
Актуальными на сегодняшний день становятся формы работы, основанные на принципах опосредованного обучения. Одним из приоритетных направлений здесь является культурно-досуговая деятельность. Продуманная организация культурно-досуговой деятельности имеет большое значение в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и физическом развитии детей.
Тематические досуги и развлечения - один из эффективных путей опосредованного обучения, так как:
Тематический досуг всегда строится на основных видах познавательной деятельности и использовании интеллектуально-развлекательного содержания.
Исходя из занятости детей, в дошкольных учреждениях используют три вида развлечений:
Главной дидактической целью тематического досуга является актуализация знаний детей, развитие их познавательной и творческой активности, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность детей позволяет им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные обсуждения, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально - познавательного общения и показывают его привлекательность.
Вся воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения строится на основе интеграции содержания образовательных областей. Этот принцип реализуется и в подготовке и проведении тематических досугов. Практика показывает, что такой подход является наиболее действенным и успешным. Актуальна интеграция следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Вариативность интеграции может быть различной, в зависимости от целей тематического досуга, его направленности и творческого подхода педагогов, осуществляющих подготовку досуга. Ниже представлен опыт проведения спортивно-исторического и литературно-театрализованного досугов, в ходе которых дети получили и закрепили знания об основании Москвы и творчестве А.С.Пушкина.
Спортивно-исторический досуг «Основание Москвы» в старшей группе
(Сценарий составлен Кузнецовой Н.А.)
Цели и задачи:
Материалы и оборудование:
Ход:
(Дети входят в зал под русскую народную мелодию в спортивной форме, садятся на скамейку.)
Вед. - Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но сначала давайте вспомним, как называется наша страна? (Россия)
- Правильно, Россия. Россия - одна из самых больших стран в мире. Она велика и красива, удивительна ее природа, огромны ее богатства.
- А кто скажет, как называется главный город любой страны? (Столица)
- А как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Для многих из вас - это родной город. Поднимите руки, кто из вас родился в Москве?
- А какие места вы знаете в Москве, где бывали с родителями? (Дети называют и показывают на иллюстрациях.)
- Молодцы, я вижу, вы хорошо знаете Москву.
- Ребята, Москва не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Наша столица имеет многовековую историю. Москве уже больше 860 лет, более 8 с половиной веков. (Вы знаете, сколько лет составляют век? 100 лет!) Сейчас трудно представить, что когда-то на месте прекрасного города стояли дремучие леса, в которых водились дикие звери.
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит теперь наш Кремль,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь...
- И вот сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в далекие времена, когда Москва только возникала. Существует много легенд о возникновении Москвы. Вот одна из них... (Тихий музыкальный фон)
Жил на свете князь Юрий. (Князь - предводитель войска, правитель в Древней Руси.) И было у него княжество. Славилось его княжество городами - Ростовом, Суздалем, Владимиром. Князь много воевал. Завоеванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким. Однажды он решил навестить родные места. Собрал князь Юрий свою дружину и отправился в путь. (Дети надевают элементы костюмов. Берут мечи, щиты. Под музыку дети выполняют несколько движений по кругу, сопровождающиеся словами ведущего)
Едут они через дремучие леса, через темные ельники, пробираются по топким болотам, в низины спускаются, по холмам поднимаются, кругом осматриваются.
Руков. физвоспитания - Труден путь, но воины князя выносливые, ловкие, сильные и смелые. Давайте, представим себя на их месте и покажем, что мы тоже сильные и ловкие, быстрые и умелые. Представим, что перед нами болота непроходимые, чащи лесные непролазные, и нужно преодолеть все препятствия. (Эстафета с перелезанием, перешагиванием, перепрыгиванием)
Вед. - Отлично справились с заданием, как и дружина князя Юрия Долгорукого, молодцы! Давайте продолжим наше историческое путешествие.
Едет дружина по лесу, как вдруг видят... Между деревьями над лесной поляной облако стало превращаться в какого-то огромного неведомого зверя: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Храбрый князь не растерялся, поднял копье, замахнулся на зверя и ... чудо произошло: зверь превратился в туман. Попросил князь мудреца объяснить, что это значит. Задумался мудрец и молвил: «Явление сего чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великому городу: град будет велик, ибо зверь огромен. Будет этот град главенствовать, ибо зверь многоголов». Князь с дружиной продолжили путь.. Поднялась дружина на холм, и перед глазами их раскинулась река, по берегам луга заливные, поля да рощи зеленые. И велел тогда князь Юрий Долгорукий на этом прекрасном месте город построить и назвал его по имени реки - Москва. А для скорейшего обустройства города созвал самых лучших мастеров со всей Руси. Вот так появился на свет город Москва.
Вед. - Много раз приходилось Москве защищаться от разных врагов. Дружина князя всегда была готова вступить в бой за родную землю.
Руков. физвоспитания - А в мирное время воинам приходилось много тренироваться и оттачивать свое ратное мастерство. Они много упражнялись с боевыми копьями, мечами. Давайте и мы с вами покажем свое мастерство в соревновании с копьями. («Перетягивание палки-копья»)
Руков. физвоспитания - Воины княжеской дружины были меткими стрелками, могли с дальнего расстояния стрелой поразить любую цель. Наши ребята, тоже меткие «стрелки». Давайте убедимся в этом. («Метание мешочка в цель»)
Вед. - Любили дружинники князя в часы досуга потешится и со своими боевыми мечами. Сильна и бесстрашна была дружина князя! (Упражнение-танец «Богатырская сила»)
Вед. - Ребята, а как называется главная площадь Москвы? Правильно, Красная. Красная - на древнерусском языке означает красивая: красное солнышко, красная горка, красная площадь, красная девица. Русь всегда славилась красотой своих женщин. Пока русские воины защищали родную землю от врагов, дома их ждали их верные жены, невесты - красные девицы. (Хоровод «Красные девицы»)
Вед. - Ребята, сердцем Москвы, как и каждого княжеского города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов. При набегах захватчиков в Кремль собирались жители со всех окрестностей и пережидали тяжелое время.
- Первый московский Кремль был деревянным. Он простоял 81 год. Много раз Кремль горел, когда на Русскую землю нападали враги. (Показ иллюстрации с картины А.Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»)
- Князь Дмитрий Донской решил построить Кремль из камня. Меньше чем через год выросла вокруг Москвы грозная и неприступная крепость. Ни в одном городе княжества никто еще таких стен не строил. Белый камень, из которого строился Кремль, испытывали на прочность водой, огнем и молотом. Так стала Москва белокаменной.
Река светилась пламенем,
Пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный
Из пламени вставал.
(Показ иллюстрации с картины А.Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»)
Руков.физвоспитания - Жителям древней Москвы стоило огромного труда построить белокаменный Кремль. Сейчас мы с вами тоже станем строителями Московского Кремля. Нужно перенести «тяжелые» каменные блоки для строительства Кремлевской башни. (Эстафета «Перенеси блоки»(эл. напольного конструктора)с препятствиями)
Вед. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Вед. - Во времена княжения Ивана Ш Русь стала свободным государством, а Москва - столицей всей Руси. О ней говорили: «Москва - всем городам мать», «Москва, что гранит, никто Москву не победит» Иван Ш пригласил знаменитых строителей из Италии. Они-то и построили мощную крепость из красного кирпича. Она стоит до сих пор - это нынешний Кремль
Вот она! Давно ль из пепла?
А взгляните - какова!
Встала, выросла, окрепла
И по-прежнему жива!
И спокойный, величавый,
Бодрый сторож русской славы -
Кремль - и красен и велик....
(Показ иллюстрации с картины А.Васнецова «Московский Кремль при Иване Ш и иллюстрации современного Кремля)
- Всего у Кремля 20 башен. Как называется главная башня Кремля? (Спасская башня)
- Чем она знаменита? (На ней установлены главные часы страны - Кремлевские куранты)
- Сегодня Кремль - памятник строительного искусства и истории нашей страны. В Кремле сохранилось много очень красивых и старых зданий.
- Какие из зданий кремля вы знаете? Правильно, это царский дворец, церкви и соборы. Купола церквей и соборов - покрыты золотом. Поэтому Москву называют златоглавой. (Показ иллюстраций зданий Кремля)
- Ребята, Москва - очень древний, величественный и героический город. Ему посвящено много славных поэтических строк. Давайте послушаем стихи, прославляющие нашу столицу. Эти стихи написал поэт Константин Аксаков почти 160 лет назад.
Ты знаменита - кто поспорит?!
Ты древней славою полна,
Твое святое имя вторит
Вся необъятная страна.
И справедливо величают
Тебя по подвигам благим,
И всю Россию называют
Великим именем твоим.
- Ребята, а может быть, и вы прочитаете стихи о Москве и о нашей Родине? (Чтение 1-2 стихов)
- Ну вот, ребята, подошло к концу наше историческое путешествие. В завершении, чтобы вы всегда были сильными и здоровыми, мы дарим вам этот витаминный подарок! На прощание я хочу вам пожелать, чтобы вы гордились своей страной и нашей Москвой. Любите свою Родину. В мире есть много замечательных стран и городов, но для нас - россиян, нет страны лучше и дороже, чем Россия, и города - лучше, чем наша столица Москва. (Композиция с перестроениями (с флажками) «Москва», муз. О.Газманова)
Литературно-театрализованный досуг «У лукоморья...» в старшей группе
(Сценарий составлен Кузнецовой Н.А. и воспитателем Фроловой М.А.)
Цели и задачи:
Материалы и оборудование:
Ход:
(Дети под музыку входят в зал, осматривают выставку, дуб, рассаживаются)
Вед. - Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Располагайтесь поудобнее около сказочного дуба. Вы, конечно, узнали книги сказок на нашей выставке. А кто автор этих сказок? (А.С.Пушкин)
- Правильно, эти произведения создал великий русский поэт А.С.Пушкин. Совсем скоро, 6 июня, мы будем отмечать 213 лет со дня его рождения. А сегодня мы собрались, чтобы вспомнить его прекрасные стихи и сказки.
Звучит музыка, дети читают по цепочке:
У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без зверей.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет - бредет сама собой;
Там царь-Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет.
Вед. - Наверное, нет в нашей стране человека, который не знал бы и не любил творчество А.С.Пушкина. Стихи Пушкина были близки и понятны и взрослым, и детям. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Так высоко ценили его творчество.
Пушкин очень любил свою Родину - Россию, любил русскую природу и посвятил родным местам чудесные, красивые стихи, которые уже много лет радуют людей. Давайте и мы сегодня вспомним некоторые стихотворения А.С.Пушкина. (Дети читают стихи. Во время чтения стихов звучит музыкальный фон.)
Вед. - очень красиво описывает Пушкин картины русской природы. Послушав его стихи, мы можем представить, и осенний лес, расписанный яркими красками, и хмурый грустный осенний день и красоту весенней природы.
- Но больше всего все дети любят сказки А.С.Пушкина, правда? Я думаю, вы хорошо знаете эти сказки. Давайте вместе с вами вспомним их. (Дети называют сказки.)
Вед. - Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки Пушкина. А вы заметили, что все сказки Пушкина очень похожи на русские народные. И написаны они ярким, красочным русским языком.
- А скажите, ребята, откуда Пушкин так хорошо знал русские народные сказки?
- Правильно. Маленький Саша очень любил слушать сказки няни, ему нравились напевные, выразительные русские слова, которыми она говорила. А когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность своего родного русского языка в стихах и сказках.
В детские годы маленький Саша был очень веселым, озорным мальчишкой и с радостью играл с друзьями, братом и сестрой в русские народные игры. Давайте и мы сейчас поиграем в одну из таких игр. (Русская народная игра под музыку.)
Вед. - Как вы думаете, ребята, а что такое сказка?
Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране сказок Пушкина. («Оживание» кота, волшебство)
Вед. - Ой, посмотрите, ребята, кто это? (Под дубом - «оживший» кот ученый)
Кот - Здравствуйте, гости дорогие, я - ученый кот, о котором вы читали в сказке. Что привело вас сюда?
Вед. - Здравствуйте, уважаемый кот. Мы с ребятами отправились в путешествие по сказкам А.С.Пушкина, не поможете ли нам правильно найти дорогу?
Кот - Путь в сказочную страну долог и труден. И не каждый найдет туда дорогу. Чтобы добраться туда, надо хорошо знать сказки Пушкина. А вы знаете?
Вед. - Конечно, наши ребята знают сказки.
Кот - Ну, что ж, сейчас проверим. У меня для вас есть трудное испытание. Не испугаетесь? Тогда, слушайте и смотрите. (Достает свиток с печатью, разворачивает и показывает кроссворд)
- Вот свиток, в нем скрыты слова из сказок Пушкина. Если вы правильно угадаете и впишите слова, то прочтете главное слово, которое и будет ключом, открывающим дверь в сказочную страну.
Вот вам подсказки.
Кот - Ну, что ж, слово-ключ вы отгадали, открыли дверь в сказочную страну, но, это еще не все испытания. Слушайте следующее задание:
Я начну, вы - не зевайте, Хором сказку продолжайте:
1. Три девицы под окном Пряли ... (поздно вечерком).
2. Стал он кликать ... (золотую рыбку).
3. Месяц, месяц, мой ...(дружок),
Позолоченный ...(рожок).
4. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка ... (Золотого петушка).
Кот - Молодцы, ребята. А сейчас вопросы потруднее:
1. В какой сказке Пушкина есть поговорка «Не в свои сани не садись»?
(Сказка о рыбаке и рыбке)
2. В какой сказке яблоко стало причиной беды?
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Вед. - А вы знаете, уважаемый кот, что сказки Пушкина так известны и любимы, что великие русские композиторы написали к ним музыку.
Кот - Конечно, мне это известно. Вот, как раз, у меня для вас есть следующее задание. Попробуйте узнать, к какой сказке написана эта музыка и кто композитор? (Звучат 3 отрывка из произведения Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»)
Вед. - Уважаемый кот, наши ребята не только хорошо знают сказки Пушкина, но и могут показать сцены из этих сказок.
Кот - Очень интересно было бы посмотреть.
Вед. - Одни ребята будут показывать, а другие постараются узнать, из какой сказки сцена. (Дети показывают сцены из сказок) «Сказка о золотом петушке»: (Танец Шамаханской царицы)
Вед.: ...Вдруг шатер
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя...
И она перед Дадоном
Улыбнулась - и с поклоном
Его за руку взяла и в шатер свой увела.
«Сказка о мертвой царевне...»:
Вед.: За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Диалог Елисея с месяцем.
«Сказка о царе Салтане...»
«Диалог Гвидона с Царевной- лебедь)
«Сказка о царе Салтане...» (Танец Белки с оркестром)
Вед. Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут...
Вед. - К сожалению, нам пора возвращаться. Спасибо, уважаемый кот, что вы помогли нам в нашем путешествии. (Кот уходит)
ФГБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1475»