Кузнецова Наталья Анатольевна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе.
Общение ребенка с природой пробуждает и развивает самые добрые чувства и переживания. Природа сказочна и богата. В любое время года она открывает свою красоту по-разному, давая простор фантазии и творчеству. Задача взрослого – научить ребенка замечать эту красоту, воспитать желание сохранить ее. Неоценимым помощником в этом станет знакомство с природным материалом, разнообразным, красочным и побуждающим к созданию необыкновенных поделок, игрушек, сказочных композиций.
В детском саду конструированию из природного материала отводится значительная роль, так как работа с природным материалом развивает мышление, внимание, творческую активность, воображение, сенсомоторику (согласованность в работе глаза и руки), вызывает положительный эмоциональный настрой, активизирует любознательность и познавательный интерес.
В процессе сбора природного материала и знакомства с ним закладываются основы экологического воспитания. Если нужны листья, желуди и шишки – собираем их с земли, если необходима березовая кора – найдем поваленное дерево, не причиним вред живой природе. Так, шаг за шагом, дети начинают понимать роль человека в сохранении природы.
Общение с природным материалом ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих «зрителей» подлинно художественный вкус. Поделки из природного материала – это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что создано из ее даров.
В конструировании из природного материала ребенок решает творческую задачу на создание художественного образа из готовых природных форм. Цвет и конфигурация листьев, шишек, желудей, ракушек и т.д. заданы изначально природой; при этом они настолько естественны и гармоничны, что красивы в любых сочетаниях. Важным здесь является знакомство детей с правилами построения композиции – составления различных частей или отдельных элементов в единое целое. Детям показывают, что объемные фигурки могут размещаться в пространстве по-разному: горизонтально, вертикально, наклонно (к примеру, медвежонок из шишки может сидеть, лежать или стоять на задних лапах). Тот или иной ракурс определяет образ будущей поделки. Педагог обращает внимание детей на то, что даже отдельные части или детали образа обретают новый вид или смысл в зависимости от своего расположения. Голову можно прикрепить к туловищу сверху, сбоку или снизу; шея (из веточки, проволочки или палочки для коктейля) может быть короткой или, наоборот, очень длинной и т.д. В результате различного размещения частей можно не только создавать различные образы, но и придавать различные позы одному и тому же человечку или животному. Так, в процессе приобретения подобных навыков, у детей развивается воображение, творческая активность, художественные способности.
Работа с природным материалом требует обязательного сотрудничества дошкольника со взрослым, ведь незаменимыми помощниками детей становятся настоящие инструменты – ножницы, игла, шило, напильник, плоскогубцы, выжигатель, а действия с ними требует осторожности и обеспечения безопасности. В детском саду это воспитатель, дома – родители.
Нам очень отрадно, что родители наших воспитанников не остаются безучастными и поддерживают педагогический коллектив в решении задач художественно-эстетического развития дошкольников. Ярким примером этому являются ставшие уже традиционными выставки совместного творчества детей и родителей. В октябре 2012 года в детском саду была развернута экспозиция выставки работ из природного материала «В царстве Берендея…». В выставке приняли участие дети и родители всех возрастных групп детского сада. Талантливые композиции из различного природного материала вызывали восхищение не только у детей, но и у взрослых посетителей выставки. Огромную радость испытывал каждый ребенок, с гордостью показывая свою работу: «Это сделали мы с мамой! (или с папой)». Более месяца радовала нас выставка. Предлагаем фотоотчет об этом важном для детского сада мероприятии.
|
Самый разнообразный природный материал был представлен на выставке: листья, кора деревьев, ветки, орехи, шишки, желуди, семена, перья, камни, ракушки… В причудливом сочетании они создавали настоящие произведения искусства.
Осень в лесу». Гусенов Марид, 4 г. с родителями, гр. № 6.
«Течет река Волга…». Оздаева Яна, 5 л. с мамой, гр. № 7.
«В гостях у лесовичка Кузи». Перфильева Мария, 6 л. с родителями, гр. № 5.
«Золотая осень». Вельш Елизавета, 6 л., с родителями, гр. № 1.
«Золушка спешит на бал». Федькин Степан, 5 л., с мамой, гр. № 10.
«Нежность». Пасеко Дарья, 6 л., с мамой, гр. № 5.
«В осеннем лесу». Афанасьев Арсений, 6 л., с родителями, гр. № 5.
«Осенняя фантазия». Кононова Елизавета, 4г., с мамой, гр. № 2.
«Я- веселый кабачок...». Погосян Полина, 4 г., Филипп, Кирилл, 3 г., с родителями, гр. №№ 2, 8.
«Солнышко лучистое». Лемешов Алексей, 4 г., с родителями, гр. № 6.
«На берегу лесного озерка». Бодрова Мария, 3 г., с родителями, гр. №3.
|
ФГБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1475»