МОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.
Г. Крайг
В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др.. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых — научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей. Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, но несмотря на это в течение жизни «человек научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее» (Изард К.).
Роль самостоятельности в развитии ребёнка
Среди всех умений и навыков, которые формируются у ребенка, навыки самостоятельности занимают особое место в процессе воспитания. Во многом они зависят от общения с взрослыми, но главным образом закрепляются при общении с матерью. Ребёнок совершает первые шаги по пути к самостоятельности с помощью матери и при её защите, чувствуя свою безопасность под её одобрительным взглядом. Длительное развитие самостоятельности проходит различные стадии и одновременно означает процесс постепенного отхода от матери.
Основные этапы в развитии самостоятельности
Сенкова Елена Анатольевна, педагог-психолог
Как только ребенок появляется на свет, его сразу окружают различные эмоции. Поначалу проявляются лишь на инстинктивном уровне (страх, удовольствие, неудовольствие), а в дальнейшем эмоции необходимо воспитывать. Эмоции в совокупности с разумом являются залогом любой успешной деятельности. Психологи считают развитие эмоциональной сферы ребенка одной из самых важных задач взрослых. Именно благодаря эмоциям ребенок начинает учиться правильно воспринимать информацию, анализировать ее и применять на практике.
Уже в возрасте 4-5 лет ребенок обладает широким спектром эмоций. Это не просто проявление чувства голода, страха или физической усталости, эмоциональный мир становится разнообразнее и богаче. Все переживания можно связать с теми отношениями, которые сложились с родителями и близкими. Именно поэтому развивать эмоциональную сферу должны именно родные. Нужно как можно больше говорить с ребенком. Как правило, дети в таком возрасте сами задают много вопросов. Отвечать на них необходимо доступно, но не сюсюканьем. Ребенок должен чувствовать и понимать, что человеческие отношения имеют сложную структуру.
Методические рекомендации
по формированию мотивационной готовности детей к школе
Цель: Повышение психологической компетентности родителей.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, а также не должны приводить к ухудшению условий обучения и содержания воспитанников.
ФГБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1475»