Коваленко Ирина Александровна, педагог по формированию элементарных математических представлений
Как правило, дети дошкольного возраста очень увлекаются играми, связанными с различного рода задачами, головоломками и заданиями на проявление сообразительности. Воспитателям необходимо брать на вооружение задачи и игры математического характера, как для установления контакта с детьми, так и для оптимизации самостоятельной работы.
Безусловная польза головоломок и задач на сообразительность состоит в том, что ребенок учиться мыслить аналитически, начинает понимать, как составить план действий: в начале я сделаю вот так, потом вот так, прежде чем начать это дело, мне нужно завершить другое. Причем действия становятся не просто механическими, они имеют цели и задачи. Главное – найти ответ. В чем-то ответ может быть прост и лежать буквально на поверхности, а в чем-то ребенку придется подойти творчески, немного пофантазировать, таким образом формируется образное мышление. Польза от подобных заданий состоит в том, что у дошкольников появляется осмысленность в словах и действиях, они подчиняются логике, которая становится ясна им самим. Более того, что не менее важно, развиваются речевые навыки, пополняется словарный запас.
Поскольку задач и головоломок довольно много, как по своему характеру, так и по содержанию, то их можно сформировать в отдельные группы:
задачи, носящие развлекательный характер;
задачи и игры на логику;
задания, направленные на развитие речи, памяти, внимания и тому подобное.
В основном, конечно, задачи математического характера для детей дошкольного возраста носят развлекательный характер. Это всевозможные загадки, шуточные задачки, игры, развивающие пространственное мышление, разгадывание ребусов, прохождение лабиринтов для поиска правильного ответа. Привлечь детей такие задания могут благодаря увлекательному и развлекательному содержанию. Для того, чтобы ребенок стал искать ответ, его нужно заинтересовать, ведь в своем возрасте он еще не понимает предназначения и важности занятий перед привычными играми.
Самыми простыми считаются загадки. Причем в вопросе может фигурировать количество предметов. Помимо количественной стороны прослеживается и пространственная, а также отношения во времени. Вот некоторые простейшие примеры: на одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад, ищет в реке лягушат; сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает; сто иголок несет, а шить не умеет; сам алый сахарный – кафтан зеленый бархатный; то назад, то вперед ходит, бродит пароход, остановишь – горе, продырявит море; не орел и не синица, а стальная чудо-птица, за моря и океаны нас домчит в любые страны.
На занятиях полезно использовать шуточные загадки и вопросы, направленные на развитие логики. Процесс нахождение правильного ответа учит детей видеть связь причины и следствия.
На груше созрело пять яблок, а на сосне три. Сколько всего яблок созрело на двух деревьях? Ответ: яблоки вообще не могли созреть на этих деревьях, а только на яблоне, поэтому ни одного.
Сколько орехов в пустом стакане? Ответ: нисколько.
Наконец, наступила зима, выпал снежок. Во дворе зацвели три липы и четыре сливы. Сколько всего деревьев зацвело во дворе? Ответ: ни одного, потому что зимой деревья не могут цвести.
Если белый платок бросить в Черное море, что с ним случится? Ответ: намокнет.
За забором виднеется восемь собачьих лап. Сколько собак за забором? Ответ: четыре.
Подобных примеров можно привести много. Как видно из них, ответ на вопрос очевиден, главное, чтобы ребенок внимательно слушал и умел представить себе происходящее.
Еще одним вариантом задач на развитие логического мышления могут стать такие, в которых необходимо найти завершение. Например: если стол выше стула, то стул… что? (ниже стола); если два больше одного, то один… что? (меньше двух), если мама младше папы, то папа… что? (старше мамы).
То, как быстро ребенок отвечает на шутливые загадки, решает простейшие головоломки, зависит от его наблюдательности, внимательности и от того, насколько хорошо развиты у него представления об окружающей природе, о предметах. Если ответить получается не сразу, воспитатель должен прийти на помощь, причем не просто дать готовый ответ, а пойти от противного, то есть более подробно описать ситуацию. Например: что происходит с наступлением зимы на деревьях – листья облетают, а весной – набухают почки, появляются молодые зеленые листочки, поэтому цвести они могут только с наступлением тепла, а не холодов.
Отдельно стоят математические игры, которые по своему заданию предполагают составление различных предметов, как живых, так и неживых с использованием геометрических фигур. Детям предлагаются одинаковые фигуры или разные, и дается задание. Или же им необходимо самостоятельно вырезать фигуры. Далее они складывают животных, птиц, поезда, самолеты и другие разнообразные предметы. Задачу можно усложнить, предложив разместить треугольник, например, в нижней части туловища животного, а круг – в верхней.
Игра «Танграм». За основу берется квадрат, одинаковый по цветы с обеих сторон. Его необходимо разрезать на семь частей. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурами, вспоминают, если нужно, все их правильные названия, считают их. Затем пробуют из нескольких фигур сделать одну. Воспитатель должен также попросить отобрать однотипные фигуры и сказать, сколько их. Далее дети начинают мыслить пространственно, отвечают на вопросы. Например, какую фигуру можно составить из двух больших одинаковых треугольников? Ответ: квадрат. А из маленьких треугольников? Ответ: квадрат. Их двух маленьких и одного большого треугольника составляется четырехугольник. Также детям предлагается составить новые фигуры из квадрата и треугольников. Каждое свое действие ребенок должен уметь объяснить и озвучить. Он с легкостью должен отвечать на вопросы, что к чему он присоединяет, какие стороны фигур прикладывает друг к другу. После выполнения перечисленных заданий, следующее усложняется. Детям предлагаются образцы цельной фигуры, например, зайца, а также составные части. Из последних им нужно составить фигуру по образцу, чтобы получился такой же силуэт зайца. Во-первых, такое занятие развивает пространственное мышление, а также зрительную память. Позже можно предложить детям составить из предложенных фигур придуманного ими героя. При этом они должны понимать, каково будет соотношение частей тела. Это уже творческая работа, предполагающая развитие воображение.
Головоломка «Пифагор». Развивает у дошкольников пространственное мышление, творческий подход, способность быстро соображать. Квадрат из бумаги необходимо разрезать на геометрические фигуры, их должно получиться семь: квадраты разных размеров (2 шт.), маленькие треугольники (2 шт.), большие треугольники (2 шт.), четырехугольник (1 шт.). из перечисленных фигур детям предлагается составить различные предметы, животных, дома.
Игра «Волшебный круг». Бумажный круг предварительно нужно разрезать на десять частей. Полученные геометрические фигуры: равные треугольники (4 шт.), остальные похожи на треугольники, только нижняя часть закруглена. Из этих фигур также складываются животные , птицы, ракеты, самолеты и человечки. Однако детей следует ознакомить с основным правилом: при составлении силуэтов нельзя, чтобы фигуры заходили одна на другую, причем использовать нужно все.
Задания с палочками. Подобного рода задания очень развивают смекалку. Из палочек складывается какая-либо геометрическая фигура, а затем детям предстоит подумать, как сделать так, чтобы из тех же палочек получилась другая.
На развитие логического мышления и последовательности в рассуждениях направлены математические игры. Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, дошкольникам предстоит проанализировать сведения, полученные из условия, понять правила игры, а также ее содержание. Вот несколько примеров подобных игр.
Дети делятся на две команды. Кто-то из участников любой команды берет мяч и бросает сопернику, при этом проговаривает вслух любой пример: 2-1. поймавший, не называя ответа, говорит свой пример, который должен начинаться с цифры, соответствующей ответу. Тот, кто ошибается, покидает игру.
Смысл игры «Угадай число» заключается в том, что задается вопрос на подобие: какое число меньше девяти, но больше семи, а ребенку нужно правильно ответить.
Логические игры – это часть математических игр. Они также тренируют мышление, дети познают азы самоанализа, тренируют память, развивают речь.
Чаще такие игры связаны с изображениями. Например, найти отличия в картинках, найти сходства, определить лишний предмет в ряду похожих и другие.
Вариантов составления занятий по подготовке дошкольников к школе и направленных на формирование простейших математических навыков может быть много. Выбор педагога зависит от того, насколько развиты дети. В зависимости от этого выбираются задания разного типа сложности, если придется многое пояснять по ходу занятий, один урок можно разделить на два.
Увлекательное путешествие
Образовательные цели: обучение и закрепление навыков по решению арифметических задач, составлению силуэтов и использованием образцов, закрепление понятий о геометрических фигурах, их разновидностях, умений быстро определить и находить нужную фигуру, формирование пространственного мышления.
Развивающие цели: развитие воображения, смекалки, логических рассуждений, стилистически грамотной речи, произведения аналитических операций.
Воспитательные цели: воспитание отдельно взятого ребенка как члена коллектива, воспитание уважительного отношения к взрослым и ровесникам, самостоятельности, проявления интереса к математическим заданиям.
Специальные материалы и оборудование: доска и магниты, мелки, цифры, карта с маршрутом, силуэт зайца, таблицы, карточки, палочки для счета.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Разминка.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Давайте начнем занятие с небольшой разминки. Ответьте на вопросы».
Вопросы:
Сколько глазок у двух лисичек? (4)
Из скольких сторон состоит прямоугольник? (4)
Если сегодня среда, а через два дня у меня день рождения, то в какой день он будет? (Суббота)
Давайте оденем котят в сапожки. Сколько понадобится троим? (6)
Бабушка купила пряжу, чтобы связать внукам обновки. Получилось три шапки и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
Не орел и не синица, а стальная чудо-птица, за моря и океаны нас домчит в любые страны. (Поезд)
Воспитатель: «Теперь попробуйте сами вспомнить загадку и загадать ее соседу».
Дети поочередно загадывают друг другу загадки.
3. Воспитатель: «А сейчас хотите отправиться в гости к вашему любимому Чебурашке? Он живет вон в том красивом домике». На доске висит нарисованный на бумаге домик.
Воспитатель: «Чтобы найти домик Чебурашки, мы может воспользоваться картой. Маршрут в карте указан не один, а целых три. Нам надо выбрать правильный, а для этого выполнить задание».
Задание: на карточках нарисованы ответы на вопрос, нужно выбрать правильную. При верном ответе нужно назвать цифру на этой карточке, это и будет номер маршрута. Вопрос: этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса, верхом сядь и кати на нем, только лучше за рулем (велосипед).
4. Игра «Танграм».
Воспитатель: «Ребята, на пути нам встретился заяц. Для того, чтобы он не запутал наш маршрут, нужно каждому из вас сделать фигуру зайца. Давайте определим, из каких геометрических фигур наш заяц состоит. У вас есть свои детали, попробуйте сделать такого зайца. Теперь он задаст нам вопросы: какая фигура получится, если сложить треугольники? Сколько углов у четырехугольника?»
Воспитатель: «Все задания выполнили, отправляемся в путь».
5. Игра с палочками.
Воспитатель: «Сейчас нам предстоит серьезное задание от старухи Шапокляк. Если мы не выполним его, она не пустит нас вперед».
Детям предлагается фигура, составленная из палочек. Они отвечают на вопросы и выполняют задания.
Из скольких квадратов состоит фигура? Покажите их. Какие две палочки нужно убрать, чтобы получилось два разных квадрата? А теперь убранные палочки нужно положить на те же места, и уже переложить три, чтобы получились три квадрата.
6. Динамичная игра «Ромашка».
Воспитатель: «На пути нам встретилась ромашка. Все знают такой цветок? Он состоит из лепестков. Только это лепестки не простые, а с заданиями. Будем отрывать по очереди и выполнять то, что написано».
Предварительно готовится ромашка со столькими лепестками, сколько детей в группе. Примеры заданий: прокукарекать, попрыгать вокруг себя, спеть песенку, вспомнить загадку и тому подобные.
7. Геометрические фигуры.
Воспитатель: «Мы немножко отдохнули, теперь давайте вспомним, что нам нужно попасть в домик к Чебурашке. Теперь мы узнаем номер его дома. Эта улица большая, на ней много домов. Нужный номер зашифрован. На этой таблице зеленые треугольники. Сколько их? (10) Вот это и есть номер дома, в котором живет Чебурашка. Поздравляю, вы нашли своего друга».
8. Подведение итогов.
Воспитатель: «Вот сколько много нового и интересного мы сегодня с вами узнали, побывав в математической стране».
Образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, а также не должны приводить к ухудшению условий обучения и содержания воспитанников.
ФГБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1475»